Главным летним событием в
удмуртской культурной жизни можно назвать, конечно же, Республиканский Гербер,
прошедший в Алнашах. Но в ижевско-удмуртском сегменте фейсбука об этом
расскажут пара ссылок от официального аккаунта главной удмуртскоязычной газетки
Удмурт Дунне. И всё.
Но на фейсбуке про удмуртское говорят.
Летняя удмуртская тема сконцентрирована в фейсбуке вокруг одной темы: «сбор
денег на издание CD
«Бубби Гуръёс», инициированная студией грамзаписи «Кама рекордз».
Этот текст – не обсуждение
крутости мероприятия, она безусловна. И самое главное, что так же не
обсуждается – это достигнутый результат. На данный момент собрано 47 с
копейками тыщи из заявленных как необходимые 40 000. Попробую
зафиксировать те моменты, которые породил сам процесс этой краудфандинговой акции. Зафиксировать
голословно, не очень грамотно и опираясь лишь на публикации, сделанные в
открытом доступе.
Момент первый – личностный.
Лидеру проекта Александру Юминову, до этого проекта действовавшего в сети почти
в одиночку, удалось заинтересовать проектом «Бобья Уча Контемпо» двух активных
фейсбушников: Артема Тараненко и Валерия Кудинова. Те, в свою очередь,
привлекли персонажа под ником «Алиса Волкова». Тараненко и Кудинов стали pr-волонтерами
проекта, основной деятельностью которых стал ежедневный тематический спам на
ижевско-удмуртских-финоугорских ресурсах, призывающий подключится к акции и
вложить в проект деньги «ктосколькоможет». Основной мессадж спам-акции был
«помоги спасти кусочек традиции!» Алиса Волкова инициировала создание сетевого
фан-клуба, результатом работы которого стали милые фотокарточки-мотиваторы.
Момент второй. После старта
акции волонтеры задались резонным вопросом: а почему в акции до сих пор не
участвуют так называемые активисты удмуртского движения, среди которых в их
списке на первом месте почему-то оказался я. Еще один участник, которого также
наблюдатели причисляют к касте активистов – Алексей Шкляев – активно включился
в проект, вложил сколько то денег и, благодаря своему привычному состоянию быть
не просто сторонним наблюдателем, начал делать предложения по реализации
проекта, одно из которых – просьба опубликовать аудиоматериалы, записанные в
рамках проекта, под открытой лицензией «Креатив Коммонс». Что же касается меня,
то занимаясь какими-то своими делами вне города и, до 7 июля не имея
возможности пребывания в интернете, с чувством глубокого удивления обнаружил
несколько упоминаний о себе и инициированных мной проектах. Так, в частности,
жесткой критике были подвергнуты высказывание в курируемом мною ВК-паблике
Юмшан57 касательно участника проекта - французского композитора Кристофера Арфана,
факт цитирования в блоге Юмшан57
нелестных комментариев на ролик с записью выступления учащихся ДШИ2, а также использование околосексуальной темы
на одной из удмуртских вечеринок.
Из-за неучастия в проекте
ряда удмуртских активистов, имена которых более-менее на слуху, авторы сделали
вывод, что все удмуртские активисты способны только болтать, а когда доходит до
реального дела – то мы все в кусты. Действительно, в списке спонсоров проекта очень мало имен, которые
постоянный наблюдатель за удмуртской жизнью мог бы отнести к действующим активистам.
Почему я не вложил деньги в этот проект? Все банально и просто. Вначале чувство
ответственности заставляло меня сделать вложение. Но, по мере того, как я все
больше и больше узнавал о себе, какой же я, цитирую волонтера Кудинова «мудак»,
чувство любопытства победило чувство ответственности и мне стало интересней
узнать о себе и всех активистах всю остальную жестокую правду, чем положить
1000 руб. на издание диска. Очень редко можно услышать оценочные суждения об
удмуртской движухе, поэтому и к дискуссиям,
возникаемым в рамках обсуждения акции сбора денег, отношусь как к имеющим культурологическое
значение. В этом месте придирчивый волонтер Тараненко, например, может резонно
возразить, что можно было б удовлетворить и чувство любопытства и чувство
ответственности, сделав вклад от анонимного лица или же от третьих лиц и будет
прав. Но к этому времени, у меня появились вопросы об эффективности и
целесообразности такого шага, как сбор денег на диск при всегда имеющейся
альтернативе создания бесплатного сетевого приложения к проекту, где могли бы
быть опубликованы все проектные и дополнительные внепроектные материалы. Руководитель проекта ответил что это не мое
дело, вначале создай сам, а потом делай хоть 168 сетевых приложений. Ну
примерно так. Этот мой вопрос несколько пересекался с предложением Алексея
Шкляева об использовании в трансляции результатов проекта положений об открытой
лицензии, на что ему было сказано примерно так же. Вообщем-то понятная позиция:
это наш проект и делаем что хотим и так как считаем нужным. Я бы тоже так
отвечал. Но данный ответ растолковал еще и как проявление двойного стандарта: помогаем
сохранению традиции, но избегаем открытого транслирования традиции.
Отмечу также, что стремление к сотрудничеству, к которому призывают активисты бобьяучинского проекта вряд ли будут услышаны. Намного конструктивнее рассматривать эту ситуацию как зарождение своего рода конкуренции на удмуртском социально-культурном поле. Сквозь призму конкуретной борьбы за кредит доверия потребителей удмуртской и проудмуртской информации, продуктов и услуг измерение вклада в удмуртскую культуру от той или иной активной группы может выглядеть естественней, а не просто как "меряние пиписьками".
Отмечу также, что стремление к сотрудничеству, к которому призывают активисты бобьяучинского проекта вряд ли будут услышаны. Намного конструктивнее рассматривать эту ситуацию как зарождение своего рода конкуренции на удмуртском социально-культурном поле. Сквозь призму конкуретной борьбы за кредит доверия потребителей удмуртской и проудмуртской информации, продуктов и услуг измерение вклада в удмуртскую культуру от той или иной активной группы может выглядеть естественней, а не просто как "меряние пиписьками".
***
Из всей этой суматохи
вырисовывается вот такая картина. Сегодня в Бобье- уче командой Александра
Юминова пишется как бы рецепт выхода удмуртской деревни из кризисного постаграрного
состояния: проект направлен на изменение качества жизни на отдельно взятой
деревенской территории. Называется это все вырабатыванием системного подхода,
который может использоваться в любом деревенском поселении уже без участия
авторов проекта. В качестве инструментов для изменения предлагается более
эффективное использование культурных институтов, функционирующих в деревне, чем
это происходит сейчас. При этом, чем уникальней
институт – тем больше шансов на успех (в бобья уче им признан известный ансамбль
гармонисток и ему присвоено звание артефакта). Далее в рецепте: необходимо
придать проекту статус международного. Для этого нужно обязательно пригласить
иностранца и попросить его написать симфонию, картину, рассказ, поэму, песню –
неважно что. Главное, чтоб этот иностранец потом привез еще иностранцев и те
замутили бы что то иностранное в деревне. После этого в деревню нужно привезти
кого-то из столицы, чтобы они пофоткали и поснимали в деревне всех, начиная с
алкоголиков и собачек и заканчивая наличниками и сакральными бабушками. Естественно,
для проведения всех этих мероприятий нужны деньги, авторы проекта предлагают участвовать в грантовых программах, например. Ну
или надеяться на случайные связи.
Случайность вообще играет
важную роль в проекте. Самая главная фишка – это случайно сделать то, что не
запланировано проектом, а потом бросить клич: люди, мы случайно кое что
сделали, если вам это надо, скиньтесь по рублю, мы это в красивой упаковке это
вам и всем желающим вручим. Говорить это надо как можно чаще, половина из тех,
кто это будет слышать пошлет вас на йух, но половина то рублик даст. Здесь есть
еще одна прелесть – пока вы будете искать деньги, вы сами можете беззастенчиво
и, прикрываясь поэтикой высоких слов о необходимости сохранять традиции, посылать
на ерх всех, кого захотите, в особенности тех, кто говорил об этом до вас.
В результате использования
всех пунктов этого рецепта, почти в каждой удмуртской деревне могут произойти
качественные изменения. А что такое качественные изменения в деревне – вообще
то ответ на этот вопрос должен найти каждый сам для себя. Но, это не газ и не
водопровод, и боже упаси, конечно же не «туалетвдоме». Нет. Качество жизни
измеряется радостью в глазах трезвых мужиков, спешащих после своих тракторов и
комбайнов на репетиции в деревенском театре, смехом деревенских детей, которых
веселит картинка, нарисованная на деревенском заборе художником-самоучкой, песнями
бабушек на лавочке под листвой черемухи в сопровождении мычания, блеяния,
тявкания и других деревенских звуков…
Я бы хотел жить в такой деревне.
Поздеев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий