25 марта - День работников культуры. Этот праздник будут отмечать и в деревенских клубах Дебесского района, о культурной ситуации в котором рассказывают эти две статьи.
Ирина Неганова
На ток-шоу не было тока ("Новый путь" 2.02.2001)
В последние годы всё чаще приходится сталкиваться с таким фактом: зал районного Дома культуры на мероприятиях часто бывает наполовину пустым. Причин такого равнодушного отношения людей к культурной жизни района несколько. Остановлюсь только на одной из них: людям просто не интересно. Попробую объяснить на примере последнего мероприятия, которое было посвящено Дню отца.
Идея проведения Дня отца сама по себе замечательная. И вот почему. Предварительные итоги переписи населения-2010 говорят о том, что в Удмуртии женщин на 130 тысяч больше, чем мужчин. Можно только представить, сколько детей вообще не знают счастья под именем папа! Прибавьте ещё детей, отцы которых находятся в плену зелёного змия. Картину дополнит мужская миграция, когда мужья-отцы, чтобы заработать деньги, уезжают за пределы района на длительное время. Не сбросим с весов и банальную мужскую лень в вопросах воспитания детей. Если ещё на утренниках в детских садах и на праздниках в начальной школе папы радуют педагогов хотя бы своим присутствием, то в старших классах … комиссаром становится мама! Она и председатель родительского комитета, и завхоз, и лектор, и организатор добрых дел.
Конечно, поднимать престиж института семьи, авторитет отца – дело государственное. Но, считаю, что многое можно сделать и на нашем муниципальном уровне. Если всё проводить не ради галочки (на сцене было шесть пап и столько же в зрительном зале!). Если понимать глубину идеи мероприятия. Если каждый работающий будет начинать свой день с чтения своей должностной инструкции, то он, возможно, станет хорошим специалистом. Если каждый специалист с душой и энтузиазмом будет относиться к своему делу, то он, несомненно, станет профессионалом. А профессионал всегда притягивает к себе людей. Такая уж у него судьба – заряжать других своей энергией. Вот этой энергии, азарта, тёплой обстановки и не было 21 января на сцене Дома культуры. Ток-шоу было, а тока нет! Хотя, наверное, автор сценария маялся-гадал, что бы придумать такое необычное, чтобы люди пришли, чтобы отцы откликнулись и согласились на дебёсскую сцену взойти. Эти поиски формы понятны. И они должны быть. Но почему так бездумно подражать всемогущему телевидению? Жанр шоу пришёл в Москву с Запада и Америки. Это вторичная для русских культура. Когда такой вторичный продукт приходит в село – это уже жалкие объедки культурного московского пирога третьего сорта. Что мы видим в телешоу? Яркие краски, блеск, световые, звуковые спецэффекты, много публики… Всего этого просто не может быть на дебёсской сцене. Значит, и форма мероприятия должна быть другой – понятной для нашей деревенской души. К примеру, пап – молодых, красивых, сильных и замечательных детишек, живых, нарядных – ведущие не называли по именам. Все они были пара №1, №2, №3… Такое едва ли бы пришло в голову Тиграну Кеосаяну и Алёне Хмельницкой, ведущим программы «Ты и Я». А ведь с имени, произнесённого публично, начинается самоуважение, повышается самооценка. Разве это не было предметом обсуждения организаторов, режиссёра этого ток-шоу? Видимо, и сценарий не прошёл сквозь пристрастное мнение какого-нибудь художественного совета. А в нём было достаточно погрешностей. Ни характер заданий, ни заставки с использованием сюжетов телепередачи «Устами младенцев», ни музыкальные паузы не сложились в единую цельную красивую картинку, хотя ведущие очень старались.
Меня всегда удивляет, как могут работники культуры нашего района мобилизовать свои силы, выжать из себя по максимуму, когда проводятся республиканские мероприятия, такие как Гербер, сельские спортивные игры. И всегда есть уверенность, что наши не подведут. «Ми дэбесъёс!» - с этим чувством гордости демонстрируем своё мастерство перед гостями района, чиновниками правительства, представителями Дебёсского землячества. На рядовых мероприятиях этого пока нет. Почему? Потому что пrлаз мыноз? И последнее. Сидела в зале и вдруг стало грустно. Подумалось о том, что устроителей мероприятия совсем не волнует то, что я пришла в этот зал за порцией положительных эмоций, что никто не учитывает мои вкусы, и никому нет дела до того, что я испытываю, глядя на сцену. В результате сделала свой вывод: меня как зрителя здесь не уважают. Ну что же, зато дома у меня есть TV и Интернет!
Далее, в ответ на эту статью, последовала читательская реакция.
Дорогая редакция, здравствуйте!
В вашей газете была статья «На ток-шоу не было тока». Мы знаем, что в коллективах или просто на кухнях многие обсуждали эту тему. Хотите знать мнение молодежи? Немного о себе: молодые, креативные, умные, энергичные даже спортивные девушки 20-22 лет. После окончания политтехникума вышли замуж за уроженцев вашего района и остались здесь. Учимся заочно, будем специалистами с высшим образованием. Сами мы из районов, где молодежный досуг организован вполне прилично. У вас же, кроме «Меркурия», ничего интересного нет. Ну кто, какая молодежь пойдет в клубы, где ни музыки, ни фантазии нет. Когда еще учились, часто с друзьями ездили по клубам района. Были в Сюрногурте, Зетыме, даже в Тыловае. В Сюрногурте, кроме громкой музыки, ничего не было. В Зетыме висела афиша с очень красивым названием, какой-то там вечер для молодежи. Но лучше бы они не проводили этот «вечер». Или работники этого клуба считают свою молодежь дебильной, или у них у самих с головой не все в порядке. В Тыловае мы хотя бы потанцевали. Тогда еще работала дискотека в районном клубе, но она ничем не отличалась от сельских, разве что пьяной молодежи было больше. Вы действительно хотите знать, что нас интересует? Да знаете ли, уважаемые работники культуры, нам как-то хочется проводить свое свободное время качественно. Требования наши не так уж и большие, только они отличаются от требований подростков, 40-летних, пенсионеров. Уж это не учитывать нельзя. Мы за культурный отдых, а вам, как культурным работникам, надо его организовать. Почаще смотрите телевизор, читайте прессу и найдете много нового, интересного. А работать в клубе должны молодые люди, которые могут зажигать, у которых идей хоть отбавляй, иначе мероприятия ваши, за которые вы получаете деньги, никто не будет посещать. Да, в клубах ( или как они называются) неинтересно, но нам сказали, что зарплата работников совершенно не зависит от качества работы. А если бы зависела?
Может, тогда бы не было таких мероприятий, как в Зетыме «молодежного вечера».
А в «Меркурии» хотя бы нет обязанности смотреть на очень большую безвкусицу.
Мы не завсегдатаи «Меркурия», но, честное слово, если будет выбор между клубом и этим заведением, выберем второе. Вам нужны наши имена?
Марина, Мила
Можно и другие, молодёжь вся подпишется, поверьте.
Это неважно, Марина ты или Людмила, Иван или Егор, и т.д. Важно то, что идти некуда, кроме «Меркурия». А в учреждениях культуры работают люди, которые получают зарплату. А за что?!
Куда пойти деревенской молодежи?
Среднестатистический культурный работник в УР - это тетка лет под сорок, для которой клуб - это просто рутинная работа с небольшим, но постоянным доходом. Вряд ли она отдаст такую хорошую кормушку молодым и креативным людям. Да и сомневаюсь я, чтобы молодой и креативный человек останется у себя в родном селе: нынче это у нас немодно. поедет куда-нибудь да хоть какой-нибудь городишко завевывать.
ОтветитьУдалитьаха-ха, либо вообще за бугор укатит.