11 июля 2010 г.

Загадочные Удмуртские 90-е...


Так случилось, что личный истинный интерес к "удмуртскости" начал проявляться в середине "нулевых", то есть где-то с 2005 года. С течением времени этот интерес проявляется все сильнее и любопытство затягивает не столько в сторону изучения традиционной культуры, сколько в социально-культурное пространство постперестроечного периода. Как мне кажется, это было время очередного подъема национального самосознания и время реальных шансов для развития удмуртскости. Но, сегодня, в июле 2010 года, можно смело констатировать факт - шансы были упущены. Какой он, Закулисный Мир Удмуртлыка 90-х?

Вот несколько обрывистых цитат, позволяющих сделать пусть поверхностные, но выводы.
Почетный жрец Виноградов — человек аполитичный, в политике плохо разбирающийся. Он живет в мире древних мифов и фольклорных образов. Тем не менее идейная связь язычества с национальным политическим движением «Кенеш» («Всеудмуртской ассоциацией») очевидна. Антирусская и антиправославная направленность движения, требования «удмуртизации» республики, установления квот в парламенте и администрации объективно смыкаются с языческим мировоззренческим противостоянием православию. Активисты «Кенеша» если в большинстве своем и не практикующие язычники, то, по крайней мере, сочувствуют язычеству. Логика развития политического и религиозного национализмов неизбежно должна привести к их слиянию. Лидеры «Кенеша» были уверены в широкой поддержке своей программы удмуртским народом, однако выборы в удмуртский парламент в марте 1995 г. закончились их сокрушительным поражением. Ни один кандидат не прошел в парламент даже в районах, где удмурты составляют большинство.
Существует и более умеренное удмуртское национальное движение — «Шунды». На выборах 1995 г. оно выступало в блоке с «Кенешем», хотя никогда не разделяло его радикальных взглядов. Поражение на выборах показало ошибочность этого брака по расчету, что и привело к полному размежеванию двух движений. Один из лидеров «Шунды», доктор исторических наук Владимир Владыкин так сформулировал свои представления о положении удмуртов: «Мы навсегда связаны с русскими, будет катастрофа с русскими — и нас в воронку затянет. Мы либо выживем с русскими, либо вместе с ними пропадем. Обособляться, требовать привилегий — бесперспективное и вредное занятие».
Другой активист «Шунды», кандидат философии Ангелина Крылова считает, что президент и другие руководители республики могут быть и русскими, достаточно, чтобы они уважали удмуртский народ и его культуру. Иногда русский сделает больше, чем удмурт. Русские не уважают удмуртов, относятся к ним как к людям второго сорта, но дискриминации нет. Способный удмурт может сделать карьеру, как и русский. Удмурты должны преодолеть ощущение второсортности, униженности, должны стать конкурентоспособными. Сейчас очень мало удмуртов-инженеров, естествоиспытателей, врачей, предпринимателей, банкиров. Нужны образовательные, воспитательные программы. Этим и занимается « Шунды».
Какова же религиозная ориентация «Шунды»? Активисты этого движения признают духовную ценность и язычества, и православия, и в то же время говорят о недостатках и опасностях, от них исходящих. Они поддерживают «национальные праздники» с языческими молениями, но опасаются, что «язычество — это шаг назад для удмуртского народа». Они признают значение христианства и смутно во что-то верят, но ни за что не воцерковятся. Яркий пример — Ангелина Крылова, крестившаяся, но на службах почти не бывающая и говорящая о православии как о русской Церкви. Вот как сама она описывает свои религиозные воззрения: «Я заставила себя креститься. Это был сознательный шаг, потому что я восхищаюсь христианством. В то же время я чувствую свои леса, свои поля, чувствую их мистическую силу, их влияние на мое духовное состояние. Я никогда не приду полностью к христианству, но и не вернусь в язычество. Я не могу описать свое состояние».
По существу мировоззрение «Шунды» — это стихийно складывающийся интеллигентский слепок с крестьянского двоеверия большинства удмуртского народа. Подобный двоеверческий слой есть во всех финно-угорских республиках, и его представители особенно предрасположены к созданию некоей «национальной Церкви», в которой бы сочетались элементы фольклора и православного сознания. Александр Щипков. Во что верит Россия
Запись из репортерского блокнота Павла Роготнева, сделанная на VI Всеудмуртском съезде (ноябрь, 1996 г.)

Итак, повторю вопрос, который, надеюсь, не станет риторическим: Какой он, Закулисный Мир Удмуртлыка 90-х?

Комментариев нет:

Отправить комментарий